В прошлом году сотовые операторы подключили в России больше абонентов, чем в 2007 г., несмотря на насыщение рынка и начавшийся кризис. Лидером чистых подключений стал «Мегафон».
В течение декабря 2008 г., по данным аналитической компании AC&M-Consulting, количество сотовых абонентов в России увеличилось на 3,44 млн (+0,96%), а за весь прошлый год — на 15 млн (+4,2%). Но годовая статистика не учитывает изменения учетной политики, которое провел в январе 2008 г. «Вымпелком»: если прежде он считал абонентами всех, кто пользовался платными услугами хотя бы полгода назад, то в январе ужесточил требования и вычистил из базы всех, кто платил за услуги больше трех месяцев назад. Так же учитывает абонентов и «Мегафон». В результате абонентская база «Вымпелкома» в России в одночасье уменьшилась на 9,4 млн пользователей и прошлый год «Вымпелком» завершил не с приростом, а с потерей абонентов (минус 3,96 млн).
Но если учитывать только активных клиентов «Вымпелкома», то их у оператора прибавилось за прошлый год 5,4 млн, а общий чистый приток абонентов в России (подключения минус отток) оказался больше, чем в 2007 г., — 24,4 млн (+15,2%) против 19,5 млн (+13,8%) соответственно. Ранее количество подключений из года в год сокращалось (см. график на стр. А1).
Все операторы «большой тройки» в 2008 г. набрали больше новых абонентов, чем в предыдущем, а лидером стал «Мегафон», подключивший за год 7,8 млн пользователей (в 2007 г. — 5,9 млн; см. диаграмму).
Официальные представители операторов в один голос объясняют увеличение количества подключений миграцией абонентов между сетями и увеличением числа пользователей, обладающих несколькими sim-картами. Ряды владельцев нескольких sim-карт пополнились, в частности, теми клиентами, которые воспользовались услугами мобильного интернет-доступа, говорит и. о. директора по связям с общественностью «Мегафона» Марина Белашева: для работы с модемами для мобильного интернет-доступа необходима отдельная sim-карта.
А к концу года на подключения повлиял финансовый кризис: абоненты стали искать оптимальные тарифы, обзаводиться личными sim-картами вместо корпоративных, которые им перестали оплачивать работодатели, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
В условиях насыщения рынка (уровень проникновения сотовой связи в России на конец 2008 г. составил 129,4%) ускорившийся рост абонентской базы можно объяснить только попытками операторов завысить число абонентов — например, раздавая sim-карты, считает партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский. Представители всех операторов заверяют: их компании полностью следуют принятой учетной политике.
Источник: ©
Ведомости