"Вымпелком" тоже уведомил Мининформсвязи, что построил сеть дальней связи и ждет ее проверки специалистами Россвязьохранкультуры, говорит старший менеджер по корпоративным коммуникациям этого оператора Елена Прохорова. Представители МТС и "Вымпелкома" говорят: согласно условиям выданных их компаниям лицензий на междугородную и международную связь эти услуги необходимо начать оказывать этой осенью.
Такая лицензия есть и у "Мегафона". Его начальник отдела по связям со СМИ Татьяна Зверева не смогла уточнить, когда компания должна приступить к работе на рынке дальней связи, но рассказала: строительство сети завершилось в начале этого года. Сейчас "Мегафон", как и два его конкурента, сдает сеть регулирующим органам. Представители Мининформсвязи и Россвязьохранкультуры не смогли прокомментировать ситуацию.
Наличие собственной сети дальней связи поможет МТС снизить издержки: компания сможет соединять абонентов с другими городами и странами, не прибегая к услугам сторонних провайдеров, объясняет Осадчая. "Мегафону" сеть дальней связи позволит увеличить годовой показатель рентабельности по EBITDA на 2 п. п., рассчитывает топ-менеджер этой компании. В III квартале 2007 г. этот показатель у "Мегафона" составлял 52,9% — прибавка 2 п. п. увеличила бы квартальный размер EBITDA на 30 MUSD до 838 MUSD.
Операторы фиксированной дальней связи не ждут существенных изменений после выхода на этот рынок сотовых операторов. МТТ, по словам и. о. гендиректора компании Игоря Заболотного, зарабатывает на пропуске звонков сотовых абонентов около 30% доходов. У сотовых компаний недостаточно ресурсов, чтобы полностью обработать весь этот трафик, уверен он. Заболотный предполагает, что сотовые компании будут выводить трафик из фиксированных сетей, но постепенно. Советник гендиректора "Ростелекома" Иван Ким в ближайшей перспективе не видит предпосылок для перехода трафика из фиксированных сетей в мобильные: фиксированная связь технологически более дешевая.
Управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева оценивает объем российского рынка дальней связи за 2007 г. (без учета мобильного трафика и доходов компаний от транзита звонков) в 2,2 млрд USD. Успех сотовых компаний на рынке дальней связи будет зависеть, по ее мнению, от их ценовой политики, хотя вряд ли они станут демпинговать. Евгений Соломатин из "Коминфо-консалтинг" считает, что компании окупят строительство сетей за год-полтора. Но эти инвестиции окажутся рискованными, если сотовые абоненты смогут выбирать оператора дальней связи при каждом звонке, как это происходит при звонках в фиксированных сетях, предупреждает он.